Проект «Забытые книги»

П. Ф. ЛЕСГАФТ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»

img1

 
«Семейное воспитание ребенка и его значение» - работа крупнейшего русского педагога XIX века Петра Франциевича Лесгафта. Рассматривая жизнь ребенка в семье и школе, автор анализирует разные типы поведения детей, предлагает оригинальные методы семейного воспитания. Для успешного развития ребенка в семье подчеркивается значение «умной, толковой, правдивой, любящей матери». Большое внимание в книге обращено на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного и общественного воспитания.

Книга была переведена на французский язык и издана в 1894 году в Париже. Знакомство с ней поможет родителям в воспитании детей от самого рождения до их зрелости, поможет изучить возрастные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать. Этот труд может быть также использован и в современной практике воспитания детей и подростков в школе.

img2

 
Лесгафт Пётр Францевич (1837-1909) - русский биолог, анатом, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, родился 20 сентября 1837 года в Петербурге, в семье обрусевшего немца, ювелира, члена Цеха золотых художеств Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы.

Начальное образование получил в домашних условиях. В 1856 году поступил в Медико-хирургическую академию. В 1869-1871 годах П. Ф. Лесгафт был экстраординарным профессором нормальной анатомии в Казанском университете. В 1884 году перешел преподавателем анатомии в Санкт-Петербургский университет. П. Ф. Лесгафт стал одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране.

Одно из центральных мест в педагогических трудах П. Ф. Лесгафта занимает его учение об «идеально нормальной личности», которую должна формировать вся система воспитания и образования. Наиболее яркое выражение оно находит в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение».

 

img3

В ней П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в размышлениях и в действиях, возможность проверить у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами. Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребенка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей. Заслуживают быть особо отмеченными ценные взгляды П. Ф. Лесгафта на важную роль игры и игрушек в воспитании детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Он высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей.

img4

Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов.

К сожалению, классификация нравственных типов ребенка в настоящее время почти забыта. А между тем знание их в большой мере помогло бы нашим современникам - родителям, воспитателям и учителям - разобраться в индивидуальных особенностях ребенка, найти к нему подход, вступить в контакт, не допустить неумелое обращение и неразумные требования. Он разделил все многообразие детской психики на 6 типов:

Школьные типы (антропологический этюд)

7 нормальных человеческих условий для формирования разумной, свободной человеческой личности.

img5

 

Оригинальная русская система научно обоснованного семейного воспитания П. Ф. Лесгафта не имела аналогов в мировой педагогической мысли и представляла собой значительный вклад в развитие педагогики, где воедино слиты умственное, нравственное, физическое, гражданское воспитание.

«То, что воспитание ребенка и забота о его здоровье - вещи нераздельные и сегодня с должной глубиной осознается далеко не всегда. Но в науке нашей такое единение и признано издавна, и утверждено практикой: одни и те, же имена в первом ряду и отечественной медицины, и русской педагогики. И одно из них, без сомнения, - это имя П. Ф. Лесгафта».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ П. Ф. ЛЕСГАФТА В ФОНДЕ БИБЛИОТЕКИ АВТОГРАДА

Книги

Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. - Москва. : Педагогика, 1988. - 399 с.
КХ

Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. - Москва : Педагогика, 1991. - 176 с.
ОЛ

 

На страницу проекта >>>