Проект «Забытые книги»

Кузнецова Агния Александровна
(Настоящее имя Агния Александровна Маркова)

kuznecova 1

Агния родилась 25 февраля 1911 г. в Иркутске в семье мелкого служащего. Окончила Ленинградский университет, филологический факультет.

После окончания университета работала в редакциях пионерских и молодежных газет Ленинграда и Новосибирска, затем - в Иркутском радиокомитете, в редакции детского вещания.

В годы Великой Отечественной войны Агния Александровна являлась ответственным секретарем Иркутского отделения Союза писателей РСФСР.
С 1956 г. жизнь Агнии Кузнецовой была связана с Москвой. В 50-60 годах Агния Александровна создала ряд повестей, главная тема которых - становление характера молодого человека. В некоторых произведениях Кузнецовой заметен пристальный авторский взгляд в историческое прошлое, улавливается его перекличка с днем настоящим. Особенно это заметно в повести «Под бурями судьбы жестокой…», где писательница, перечитывая дневники своих предков, - прапрадеда, прадеда и деда, рисует художественно выразительную картину той эпохи. Герой повести оставил после себя дневник, в котором с восхищением писал о пленительной красоте Натальи Николаевны Пушкиной - жены великого поэта. Так в творчестве Агнии Кузнецовой возникает тема этой удивительной женщины, вокруг образа которой до сих пор не утихают споры. Глубоко заинтересовавшись жизнью жены Александра Сергеевича Пушкина, писательница собрала о ней богатый историко-библиографический материал, который вылился в документально-исторический сборник «Моя мадонна». В него вошли повести «Под бурями судьбы жестокой...», «А душу твою люблю...», «Долли» о Наталье Гончаровой и детях Пушкина.

kuznecova 2Действие трех повестей «Под бурями судьбы жестокой…», «А душу твою люблю…» и «Долли», происходит в первой половине XIX века, в эпоху, навсегда связанную для русского читателя с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

Изучив и проанализировав огромное количество материалов, включающих воспоминания современников, письма Натальи Николаевны и другие источники и дополнив их своими размышлениями и предположениями, автор дает нам совершенно новый портрет жены поэта, который переворачивает наше представление об этой женщине и ее роли в жизни и смерти поэта.

 

 

 

kuznecova 3

Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты,
что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете,
- а душу твою люблю я еще более лица твоего.
(А.С. Пушкин - жене из Павловского)

Повесть «А душу твою люблю...» посвящена рассказу о жизни женщины, которую многие считали и считают виновницей в смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, называя ее легкомысленной и бессердечной. Речь идет о Наталье Николаевне Гончаровой.

«… Дверь открылась без предупреждения, и возникший в ее проеме Константин Карлович Данзас в расстегнутой верхней одежде, взволнованно проговорил прерывающимся голосом:

– Наталья Николаевна! Не волнуйтесь. Все будет хорошо. Александр Сергеевич легко ранен…

Она бросается в прихожую, ноги ее не держат. Прислоняется к стене и сквозь пелену уходящего сознания видит, как камердинер Никита несет Пушкина в кабинет, прижимая к себе, как ребенка. А распахнутая, сползающая шуба волочится по полу.

– Будь спокойна. Ты ни в чем не виновна. Все будет хорошо, - одними губами говорит Пушкин и пытается улыбнуться…»

Эта повесть поможет разобраться и не понаслышке определить, что же произошло на самом деле.

Сама же Наталья Николаевна говорила так:
«Только бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца»

После прочтения этой повести не видно в этих словах ни капли гордости и оттенка бессердечия, потому что это самозащита от несправедливости.

Лучшая подруга Пушкина Долли Фикельмон говорила о Наталье Николаевне:

kuznecova 4«Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхоличным выражением, – глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, – тонкие черты, красивые черные волосы... Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин»

Да, Наталья Николаевна была очень красивой женщиной, сам царь желал видеть ее при дворе и возле себя, но не только она пользовалась успехом у поклонников, Пушкин тоже очень нравился дамам и посвящал стихи другим женщинам. Она ревновала его даже к прошлому и все равно продолжала быть любящей женой и хорошей матерью детям. Ей не были чужды дела мужа, к которым она была причастна. Считалось, что она не интересовалась делами Пушкина. Но это опровергают письма Александра Сергеевича к ней, где он пишет и о работе над «Петром» и о Пугачеве. Он давал ей поручения по «Современнику». Несмотря на возражения придворных лиц, она похоронила мужа во фраке, а не в камер-юнкерском «полосатом кафтане». Другая бы забыла фразу, оброненную когда-то в письме к ней: «Мало утешения, что меня похоронят в полосатом кафтане», - а она помнила. Она, конечно же, была личностью незаурядной, жила своим тонким и богатым душевным миром…

«…В Ленинграде, на старом Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, стоит надгробие, окруженное железной оградой. На надгробии надпись:

«Наталья Николаевна Ланская.
Род. 27 августа 1812 г.
Скон. 26 ноября 1863 г.»

Верю, что когда-нибудь, в недалеком будущем, по человеческой и исторической справедливости к фамилии Ланская добавят: Пушкина.»

kuznecova 3

Кузнецова, А. Л.
Моя мадонна : повести / Кузнецова А.Л. - М. : Сов. писатель, 1987. - 432 с. : ил.
КХ

На страницу проекта >>>