Проект «Забытые книги»

Мир сытых и голодных

К 150-летию со дня выхода в свет отдельным изданием романа В. Крестовского «Петербургские трущобы»

img1Крестовский Всеволод Владимирович - русский поэт, писатель и литературный критик из обедневшего дворянского рода, родился в феврале 1840 года в селе Малая Березянка Киевской губернии. Далее

 

 

 

 

 

 

img2«В романе Вс. Крестовского дана полная и поражающая до ужаса картина жизни петербургской нищеты и петербургских вертепов. Здесь впервые явилась она перед читателем оголенной, ничем не прикрашенной, безнадежной и пугающей. Это настоящий дантовский ад, настоящее позорище, ибо большего падения человеческого невозможно себе и представить».
Е.А. Соловьев

 

 

 

 

img3

img4Роман был задуман писателем в 1858 году. Длительное время работает Вс. Крестовский над изучением петербургской жизни разных слоев общества, особенно городского «дна». В самую активную фазу сбор материала для романа вступил в 1862 году. Выдавая себя за бродягу, Крестовский исследовал злачные места столицы, побывал в самых отвратительных притонах, где беседовал по душам с нищими, ворами, аферистами и проститутками. В подобных путешествиях, а их было немало, Вс. Крестовского сопровождал будущий начальник сыскной полиции, знаменитый И.Д. Путилин. Петербургские власти также помогали молодому писателю. Светлейший князь Суворов, генерал-губернатор Петербурга, дал распоряжение о свободном посещении писателем тюрем, больниц и о содействии в том полиции.

В одном из писем автор рассказал о своей работе над романом: «…Для «Трущоб» я посвятил около девяти месяцев на предварительное знакомство с трущобным миром, посещал камеры следственных приставов, тюрьмы, суды, притоны Сенной площади (дом Вяземского) и проч., работал в архивах старых судебных мест Петербурга, откуда и почерпнул многие эпизоды для романа». На такой документальной основе писателю удалось создать настоящую энциклопедию потаенной жизни Петербурга.

img5

img6В 1864 году «Петербургские трущобы» начали печататься в журнале «Отечественные записки» и сразу вызвали небывалый интерес у читающей публики. Отдельное издание романа разошлось мгновенно. Без преувеличения можно назвать его одним из самых популярных литературных произведений в России второй половины XIX века. Авантюрный сюжет, психологически и реалистически точные образы персонажей, знакомые места, где разворачивается действие, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Постепенно роман стал забываться. Но в конце 80-х годов XX века, в период перестройки, был снова переиздан в двух томах (затем переиздан в 2005 г.), и опять поставленные им социальные проблемы обратили внимание читателей. «Петербургские трущобы» - это, пожалуй, главное произведение русского писателя XIX века Всеволода Владимировича Крестовского, которое прославило его имя и благодаря которому он вошел в историю русской литературы. Несмотря на довольно обширное литературное наследие, Крестовский фактически остался автором одного романа - явление, известное в мировой литературе.

 

 

img7

В романе читатель знакомится с десятками персонажей: аристократами, разночинцами, полицейскими, тюремщиками, заключенными, проститутками, своднями, ворами, нищими. Действие романа стремительно переносится в разные места города: на площадь, в кабак, в тюрьму, в публичный дом. Также стремительно читатель переносится вместе с героями из княжеской гостиной в трактир, из Большого театра в воровской притон. Все герои связаны между собой, так или иначе соприкасаются, несмотря на колоссальную разницу в социальном положении «сытых» и «голодных». В ситуациях, показанных в романе, нет места благородству и чести, нет места даже элементарной человеческой доброте и порядочности. Чудовищная социальная структура уничтожает всё хорошее и доброе в человеке. Жестокость и бесправие — социальное, национальное, материальное — может породить и порождает лишь еще большие жестокость и бесправие. Общество глухо, общество равнодушно. Такое общество уничтожает само себя. Автор обвиняет его, ведя рассказ сурово и вместе с тем просто, без прикрас и эпитетов.

img8

Блестящая жизнь светского общества и городское дно. Но они не так уж и далеки друг от друга. Княжна, еще вчера блиставшая на балах, сегодня вынуждена идти на панель, чтобы выжить... Очерковые по своей природе главы романа - описание ночлежек, притонов, тюремных камер и публичных домов с одной стороны и роскошных домов аристократов и оргий богатых «прожигателей жизни» - с другой, сцеплены причудливо пересекающимися фабульными линиями. Отдельные очерки посвящены местам, где обитает простой народ («Ерши», «Утешительная», «Сухаревка», «Перекусочный подвал», «Малинник»). Четвертая часть «Заключенные» посвящена описанию тюремной жизни, в ней автор исследует природу преступления, мир заключенных как особую среду со своими традициями и нормами поведения, показывает различные типы преступников.

Петербург Крестовского – это десятки историй, которые и не связаны напрямую с фабулой романа, но вносят очень важное содержание в образ города.

img9

В плену окраин, грязных ереулков
В грязи трущоб растрачивают век
Душ сотни тысяч, неподъемным грузом
Им имя тоже было - человек.
Бабалов Н.

img10Многие герои, описываемые в романе, были известны всему Петербургу. Командир золотой роты Ковров, генеральша фон Шпильце имеют своих прототипов. Герои, которые представляют целые сословия: князья Шадурские, разночинцы типа Бероевых, городское мещанство в лице Вересова и Маши Поветиной.

Говоря о главном герое своего произведения. Bс.Крестовский с пафосом восклицал: «Есть в мире царь незримый, неслышимый, но чувствуемый, царь грозный, как едва ли был грозен кто из владык земных. Царь этот стар; годы его считают не десятками и не сотнями, годы его - тысячелетия. Он столь же стар, сколь старого, что зовут цивилизациею человеческою [...] Он горд и надменен, и гнусно-пресмыкающ в одно и то же время. Он подл и мерзок, как сама мерзость запустения. Его царственные прерогативы - порок, преступление и рабство - рабство самое мелкое, но чуть ли не самое подлое и ужасное из всех рабств, когда-либо существовавших на земле. Это склизкость жабы, ненасытная прожорливость гиены и акулы, смрад вонючего трупа, который смердит еще отвратительнее оттого, что часто бывает обильно спрыснут благоухающею амброю. Его дети - Болезнь и Нечестие. Иуда тоже был его порождением, и сам он - сын ужасной матери. Отец его - Дьявол, мать - Нищета. Имя ему – Разврат».

В романе Крестовского почти нет положительных персонажей, но все они — жертвы общества и жертвы друг друга. В ситуациях, показанных в романе, нет места благородству и чести, нет места даже элементарной человеческой доброте и порядочности, происходящее уничтожает всё хорошее и доброе в человеке. Жестокость и бесправие порождает лишь еще большие жестокость и бесправие.

Много в романе «не главных», но очень ярко написанных персонажей: «бедный, но честный» майор Спица, зарабатывающий на нищих детях; «беспашпортный» крестьянин, пришедший в Петербург на заработки; проститутка Крыса; малинниковский шут Степка-капельник.

img5

В 1994 году по мотивам романа в ТО «Экран», студия «Сериал», был снят телесериал «Петербургские тайны» (режиссеры: Вадим Зобин, Леонид Пчелкин). Однако сценаристы за основу взяли лишь начало сложного и многопланового литературного произведения Крестовского, полностью переиначив сюжет романа и его действующих лиц.

img11

Книги из фонда Библиотеки Автограда

Произведения В. В. Крестовского

1. Крестовский, В. В. Кровавый пуф : роман : кн.1 : Панургово стадо / В. В. Крестовский. - Москва : Современный писатель, 1995. - 607 с.
КХ; ХЛ; Ф2; Ф3; Ф7; Ф9; Ф10; Ф12; Ф13; Ф15

2. Крестовский, В. В. Кровавый пуф : роман : кн.2 : Две силы : Хроника нового смутного времени Государства Российского / В. В. Крестовский. – Москва : Современный писатель, 1995. - 575 с.
КХ; ХЛ; Ф2; Ф3; Ф6; Ф7; Ф9; Ф10; Ф12; Ф13; Ф15

3. Крестовский, В. В. Петербургские тайны : роман : кн. 1 / В. Крестовский. - Москва : Эксмо, 1996. - 652 c.
Ф4

4. Крестовский, В. В. Петербургские тайны : роман : кн. 2 / В. Крестовский. - Москва : Эксмо, 1996. - 717 с.
Ф4

5. Крестовский, В. В. Петербургские трущобы : (книга о сытых и голодных) : роман : в 2 кн. : Кн. 1 : ч. I-4 / В. В. Крестовский. - Москва : АСТ, 2004. - 654 с.
Ф14

6. Крестовский, В. В. Петербургские трущобы : (книга о сытых и голодных) : роман : в 2 кн. : Кн. 2 : ч. 4-6 / В. В. Крестовский. - Москва : АСТ, 2004. - 782 с.
Ф14

7. Крестовский, В. В. Петербургские трущобы : (Книга о сытых и голодных) : роман в 6 ч. : Ч. 4 : (Гл. LIХ-LXXIV) : Ч. 6 / В. В. Крестовский ; общ. ред. И. В. Скачкова. – Москва : Пресса, 1994. - 766с.
ХЛ

8. Крестовский, В. В. Петербургские трущобы : (Книга о сытых и голодных) : роман в 6 ч. : ч. I-4 : Гл. I-LVIII / В. В. Крестовский ; общ. ред. и вступ. статья И. В. Скачкова. – Москва : Пресса, 1994. – 733 с.
ХЛ

9. Крестовский, В. В. Петербургские трущобы : (Книга о сытых и голодных) : роман в 2 кн. : Кн. 1 : ч. I-4 / В. В. Крестовский. – Ленинград : Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. - 703с.
КХ; ХЛ; Ф2; Ф3; Ф4; Ф7; Ф8; Ф10; Ф12; Ф13; Ф15;

10. Крестовский, В. В. Петербургские трущобы : (Книга о сытых и голодных) : роман в 2 кн. : Кн. 2 : ч. 4-6 / В. В. Крестовский. – Ленинград : Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. - 800с.
КХ; ХЛ; Ф2; Ф3; Ф4; Ф7; Ф8; Ф10; Ф11; Ф12; Ф13; Ф14; Ф15

11. Крестовский, В. В. Собранiе сочиненiй : т. IV / В. В. Крестовский ; под ред. Ю. Л. Ельца. – Санкт-Петербург : Общественная польза, [б. г.]. - 257 с. - Содерж. : Деды; Не быть посему; Очерки кавалерийской жизни; Стихотворения. - Коллекция Жесткова В.И. Книгохранение.
КХ

12. Крестовский, В. В. Торжество Ваала : продолжение романа «Тамара Бендавит» ; Деды : повесть : т. 2 / В. В. Крестовский. - Москва : Камея, 1993. - 591 с.
Ф3

13. Крестовский, В. В. Тьма Египетская : роман ; Тамара Бендавид : продолжение романа «Тьма Египетская» : т. 1 / В. В. Крестовский. - Москва : Камея, 1993. - 591 с.
Ф3; Ф9

Творчество В. В. Крестовского

14. Селезнев, Ф. Трущобы Всеволода Крестовского : [жизнь и творчество русского писателя XIX века] // Москва. - 2004. - июнь (N 6). - С. 213-226.
КХ; ХЛ

 

На страницу проекта >>>