Проект «Знаменитые юбилеи». Ян Вермеер Дельфтский

Ян Вермеер Дельфтский
1632 - 1675

Жемчужина, вспышка, драма и
основа «золотого голландского века».
Недолго живший, мало написавший,
поздно открытый, он словно
навёрстывает сейчас упущенное при жизни

img1Ян Вермеер нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Вермеер - крупнейший представитель дельфтской школы. Родился художник в семье торговца шелком и картинами. Искусствоведами считается, что сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.

В 1647 году 15-летний Ян начинает обучение живописи. Нет достоверных данных о том, где и у кого он учился. Известно лишь, что 29 декабря 1653 года молодого человека приняли свободным мастером в дельфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, стекольных мастеров, изготовителей фаянса, вышивальщиков и торговцев картинами. Согласно уставу, непременным условием приема было шестилетнее обучение у одного из живописцев, известных членам гильдии, и оплата в 6 гиней. Возможно, он учился не у дельфтского художника, а уезжал и Амстердам или Утрехт. Есть предположение, что Ян брал уроки у Леонарта Бреймера. Существует альтернативная версия, по которой учителем Вермеера называли Карла Фабрициуса, одного из самых талантливых учеников Рембрандта.

В 1650 году Фабрициус стал гражданином Дельфта, в 1652 году вступил в гильдию Св. Луки, а через 2 года погиб. В «Описании города Дельфта» Д. ван Блейсвейка, вышедшего в 1667 году, Вермеера прославили в четверостишии А. Бона как наследника Фабрициуса:

«Так погас этот феникс Карл Фабрициус
К нашему несчастью, в рассвете своей славы он ушел из жизни
Но, по-счастью, из пепла должен был подняться
Вермеер, как мастер, идущий по его стезе.…»

img2Став членом гильдии Св. Луки Вермеер, вероятно, старался представить доказательства своего таланта как «ученого живописца», способного достойно и надлежащим образом воплотить возвышенный сюжет в духе учения о «декоруме». В иерархической табели о рангах, историческая живопись занимала самое высокое положение, она стояла выше портретной, пейзажной живописи и натюрморта. Этот жанр включал, с одной стороны, религиозные сюжеты, с другой стороны – античные истории и мифологические темы. Поэтому первые известные произведения Вермеера так отличаются от более поздних жанровых картин. Заимствования, присутствующие в его работах, показывают хорошее знакомство художника с работами современников. Но вскоре живопись Вермеера делает быстрый и решительный поворот. Возможно, его не устраивала роль иллюстратора заранее известных сюжетов и, решив рассказывать свои собственные истории в своих картинах, он обратился к изображению сцен из повседневной жизни, жанру, в котором уже успешно работали другие художники. Темы двух картин, «Сводница» и «Спящая девушка», будут основными в его творчестве. И если 25-летнего художника привлекают сцены банального соблазнения женщины вином, то став старше, Вермеер обращается к более утонченным любовным переживаниям, воплощенным в письмах и занятии музыкой. Также его интересует тема женского тщеславия и выбора между Пороком и Добродетелью. Две работы этого периода можно считать портретами, но обычно это - жанровые сцены, причем отличие от работ современников, довольно лаконичные, в которых нет лишних деталей и стремления украсить картину, каждый изображенным предмет имеет значение.

img3Ян был женат на Катарине Болнес и в браке у них родилось 15 детей. Ради женитьбы ему пришлось поменять вероисповедание и своих детей он воспитывал в религии их матери. Первые годы Ян и Катарина жили в «Мехелене», но в 1660 году семья переехала в более просторный дом, в так называемый «квартал папистов». Семья Вермеера жила в нижних комнатах, на верхнем этаже у художника была мастерская с двумя мольбертами и тремя палитрами. Тяжелый дубовый стол, появляющийся на многих картинах Вермеера, также стоял там, как и часто воспроизводимые им обитые кожей стулья. Картины, висевшие на стенах, Ян также использовал в своих собственных творениях. В качестве реквизита для своих произведений он брал костюмы жены, например, желтую, отделанную горностаем сатиновую кофту, и, главным образом, предметы домашнего обихода, служившими ему аксессуарами, изменявшимися от картины к картине в соответствии с целью, поставленной мастером.

Вообще же Вермеер жил довольно замкнуто, посвящая свое время творчеству и растущей семье, неизвестно, чтобы он близко общался с кем-либо за пределами относительно изолированного «квартала папистов», будучи вследствие своего брака с католичкой своего рода изгоем в протестантском городе. О том, что Вермеер пользовался славой знатока искусства и эксперта, свидетельствует считавшееся в то время почетным поручение определить подлинность коллекции полотен венецианских и римских художников, которые за 3000 гульденов продал Фридриху Вильгельму, великому курфюрсту Бранденбургскому, торговец картинами Г. Уленбург. Для этого Вермеер вместе с коллегой ездил в 1672 году в Гаагу. Мастер оценил произведения как «неуклюжие и плохо сделанные копии», отверг авторство Рафаэля и Микеланджело и заявил, что коллекция стоит десятую часть от назначенной Уленбургом цены.

В последние годы жизни великого голландца его финансовое положение резко ухудшилось. Франко-голландская война стала катастрофой для художника. Спрос на живопись упал. Художник влез в долги и вынужден был брать ссуды. Он видел картины, которые уже не мог продать. Неизвестно, что произошло, но произошло это через неделю после дня Св. Николая. Была ли это инфекция, с которой не справился аптекарь? Простуда? Приступ эпилепсии? Острая меланхолия, переросшая в депрессию, которая просто свела его на нет?

У Катарины был свой взгляд на произошедшее. О чем она свидетельствует в Верховном суде спустя полтора года: «из-за этой войны он, испытывавший большую ответственность перед детьми, для которых не было больше средств, впал в такую тоску и такое отчаяние, что за полтора дня лишился здоровья и умер». Похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Старой Церкви.

img4Вермеер оставил после себя 11 детей, 8 из которых еще жили в родительском доме. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами. Она была вынуждена передать управление своими земельными наделами Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам. У Катарины в это время из работ мужа оставались  «Мастерская художника» и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье».  24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Мастерскую художника». Катарине было очень тяжело расставаться с картинами мужа, ведь она сама изображена на нескольких из них. Хотя репутация Вермеера оставалась прочной среди коллекционеров и картины его ценились очень высоко, о семье Вермеера забыли сразу после его смерти. За 22 года супружеской жизни у Вермееров родилось 15 детей. Никто из них не унаследовал талант отца и не сделал выдающейся карьеры. Дочь Мария в 20 лет вышла замуж, сын Янис получил образование в католическом колледже на юге Нидерландов и в дальнейшем стал юристом в Брюгге. Его сын (внук Вермеера), тоже Янис, воспитывался в Дельфте, женился и переехал в Лейден, где у него родилось 5 детей (правнуков художника). Сын Фрациск стал хирургом в Чарлоисте. Остальные дочери замуж не вышли и, в основном, умерли в бедности. Для Катарины 22 года жизни с Вермеером стали, возможно, самой счастливой порой в жизни. Сама Катарина пережила мужа на 12 лет. Ей было около 60 лет, когда она умерла. Кажется странным, что никому не пришла в голову мысль похоронить ее рядом с мужем. Похороны оплатила дочь Мария.

Два века неизвестности

Художественное наследие Вермеера скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам. Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце позапрошлого века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время — это около 100 рублей)! Смехотворно мало.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был «переоткрыт» голландскими искусствоведами, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником «Золотого голландского века».

img5Самая известная работа

Самая известная и «гастролирующая» работа Вермеера — «Девушка с жемчужной серёжкой», принадлежащая Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например, по Японии и Америке затягиваются на годы.

img6Образ Катарины

Катарину тоже можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так явно и часто, как, например, Саскию Рембрандта. Беременную Катарину мы видим на картине «Женщина с весами».

Кто владеет

Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.

Литература из фонда Библиотеки Автограда

Книги:

1.  Берд, М.
Звездная ночь Ван Гога и другие истории о том, как рождается искусство / М. Берд ; ил. К. Эванса ; пер. с англ. М. Сухотиной. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 335 с. : ил.
ОИ

2.  Вермер Делфтский : [альбом] / авт.-сост. Ю. К. Золотов. - Москва : Изобразительное искусство, 1995. - 128 с. : ил. - (Мастера мирового изобразительного искусства)
ОИ

3.  Делаво, С.
Невероятный музей / Делаво С. ; [пер. с англ. : Ершов Н.А.]. - Москва : Эксмо, 2014. - 192 с. : ил.
ОИ

4.  50 картин, изменившие искусство / [авт.-сост. Г. Токарев]. - Москва : Эксмо, 2012. - 223 с. : ил. - (Это важно знать).
ОИ; КХ; Ф4

5.  Этюды об изобразительном искусстве : книга для учащихся / Алпатов М. [и др.] ; сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. - 2-е изд. - Москва : Просвещение : Владос, 1994. – 191 с. : ил.
ОЛ; ОИ; Ф4

6.  Я познаю мир. 100 мировых шедевров : энциклопедия / [П. А. Политов ; худож. Г. Н. Соколов, В. Н. Родин, В. Л. Барышников]. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 383 с. : ил.
Ф4

7.   Шевалье, Т.
Девушка с жемчужной сережкой : [роман : 16+] / Шевалье Т. ; [пер. с англ. Р. Бобровой]. - Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Домино, 2007. - 283 с. - (Мона Лиза).
ХЛ

Статьи из периодических изданий:

8.  Дмитренко, Л. Н.  Голландия - страна картин : [творчество голландских художников XVII в.] / Л. Н. Дмитренко // Преподавание истории в школе. - 1998. - июль (N 4). - С. 2-10.

9.  Епифанова, И.  Вермеер Делфтский ; Палитра Вермеера / И. Епифанова // Творчество народов мира. - 2011. - май (N 5). - С. 14-51.

10.  Котов, П.  Муза великой Голландии : [картина «Аллегория живописи» голландского художника XVII в. Яна Вермеера Дельфтского] / П. Котов // Вокруг света. - 2012. - нояб. (N 11). - С. 36-37.

11.  Кукина, Е.  «Делфтский сфинкс» / Е. Кукина // Юный художник. - 2006. - февр. (N 2). - С.7-11.

12.  Кушнер, А.  Дельфтский мастер / А. Кушнер // Новый мир. - 1997. - авг. (N 8). - С. 191-204.

13.  Логинов, Д.  Портрет спины художника : [картина «Искусство живописи» голландского художника XVII в. Яна Вермеера] / Д. Логинов // Смена. - 2010. - июнь (N 6). - С. 68-72.

14.  О смысле искусств : [назначение художественного творчества] // Творчество народов мира. - 2014. - янв. (N 1). - С. 5-23.

15.  Опимах, И.  Вермер / И. Опимах // Смена. - 2002. - апр. (N 4). - С. 100-117.

16.  Санкин, Д.  Мастер золотого века голландской живописи: Ян Вермеер / Д. Санкин // Детская роман-газета. - 2014. - март (N 3). - С. 14.

17.  Семенов, А.  Записки дилетанта / А. Семенов // Знание-сила. - 1997. - сент. (N 9). - С. 110-114.

18.  Ян Вермер Дельфтский // Искусство. - 2007. - 16 нояб. (N 22). - С. 8-15.
Другие виды изданий:

19.  Вермер, Я.  Дама с лютней [Изоматериал] / Я. Вермер // Музей Метрополитен : Западноевропейская живопись : вып. 2 : [Репродукции]. - Москва : Изобраз. искусство, 1976.- 1 к-т репрод.(24 репрод.): цв
ОИ

20.  Всемирная история живописи [Видеозапись] : документальный сериал : диск 2 / рассказывает В. Бэкет. - [Москва] : Союз Видео, 2004. - 1 DVD (90 мин.).
ОИ

На страницу проекта >>>