Проект «Знаменитые юбилеи». Алексей Толстой

Приключения «деревянного мальчишки»
80 лет со дня издания

«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» - повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, написанная им по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

img1
img10
img11
img12
img13
img14
img15
img16
img17
img18
img19
img2
img20
img3
img4
img5
img6
img7
img8
img9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История создания и публикации

tolstoi 1Создание повести началось с того, что в 1924 году Алексей Николаевич Толстой, будучи в эмиграции, начал работу над повестью Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», которую он хотел издать на русском языке в своей литературной обработке. Весной 1934 года Толстой решил вернуться к сказке, отложив работу над трилогией «Хождение по мукам». В то время писатель приходил в себя после тяжелой болезни.

Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. Алексей Николаевич далеко ушёл от исходного сюжета не только потому, что тот устарел для периода социалистического реализма: сказка Коллоди полна морализаторства и поучительных сентенций, Толстому же хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья.

Из 36 глав «Пиноккио» Толстой использовал лишь несколько сюжетных линий, охватывающих девятнадцать. В них Пиноккио встречается с хозяином кукольного театра Манджафоко, отвергает добрые советы Говорящего Сверчка, знакомится с Красивой Девочкой с лазурными волосами и пытается по совету Кота и Лисы посеять на Волшебном Поле свои золотые монеты. То есть Толстой взял саму завязку, а все последующие сказочные события придумал сам. И конечно, героев он переделал на свой лад. Хозяин театра, не такой уж и плохой у итальянского автора, в повести Толстого стал воплощением зла – страшным и жестоким Карабасом-Барабасом, угнетающим свою кукольную труппу. И сама тема кукольного театра стала ведущей в сказке Толстого. Недаром в финале Буратино отпирает своим Золотым ключиком дверь нового театра, в котором куклы смогут сами играть, зарабатывать на жизнь, уйдя от Карабаса.

В августе 1935 года сказка была закончена и сдана в производство в издательство «Детгиз». Алексей Николаевич посвятил свою новую книгу будущей жене Людмиле Ильиничне Крестинской - впоследствии Толстой. Тогда же, в 1935 году, сказка начала печататься с продолжением в газете «Пионерская правда» (7 ноября - 30 декабря 1935 года и 2-18 января 1936 года) и вскоре вышла отдельным изданием.

В 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального Детского Театра по просьбе его основателя Наталии Сац, а в 1939 году написал по пьесе сценарий одноимённого фильма, который поставил Александр Птушко.

Экранизация

«Золотой ключик» - художественный фильм с куклами и живыми актёрами 1939 года, режиссёр Александр Птушко.

«Приключения Буратино» - рисованный мультфильм 1959 года, режиссёр Иван Иванов-Вано.

«Приключения Буратино» - двухсерийный художественный фильм 1975 года, режиссёр Леонид Нечаев.

«Новейшие приключения Буратино» - музыкальный фильм 1997 года, режиссёр Дин Махматдинов.

«Золотой ключик» - новогодний фильм-мюзикл 2009 года для телеканала «Россия», режиссёр Александр Игудин.

«Возвращение Буратино» - мультфильм 2013 года, режиссёр Екатерина Михайлова.

Памятники скульптурные, посвященные героям сказки
«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но».

img1
img10
img11
img12
img13
img14
img15
img16
img2
img3
img4
img5
img6
img7
img8
img9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомится с разными изданиями книги А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» можно в «Библиотеке Автограда»

На страницу проекта >>>