Проект «Знаменитые юбилеи». Достоевский Фёдор Михайлович

К 150-летию романа Ф.М. Достоевского 
«Преступление и наказание»

img4В 1865 году Достоевский начал работу над первым из пяти своих больших романов - «Преступление и наказание». Огромный жизненный и творческий опыт давал писателю ощущение силы для решения проблем большого масштаба. Об этом свидетельствует черновая запись, сделанная в записной тетради на подступах к новой работе: «Перерыть все вопросы в этом романе…». На основе истории одного преступления - убийства студентом Раскольниковым старухи процентщицы - Достоевский обращается к важнейшим проблемам человеческого существования: границы свободы, право на насилие во имя благих целей, цена жизни одного человека, как в области личных отношений, так и в масштабе истории. Действие разворачивается в Петербурге 1860-х годов, изображенном с большой достоверностью и точностью. Недаром «Преступление и наказание» называют самым петербургским романом.

Герои Достоевского живут в бедных кварталах города, испытывают нужду и отчаяние, но их частная жизнь, решения и поступки глубоко связаны с миром идей, которые «носятся в воздухе». Не случайно в романе появляются «современные вопросы», отразившиеся в журнальной полемике того времени: значение естественнонаучного знания, материализм, свобода женщины и др. Но от злободневных и «сиюминутных» вопросов писатель ведет своих героев к вопросам вечным: греха и искупления, веры и безверия, смысла страдания и бессмертия.

Достоевский работал над романом «Преступление и наказание» около полутора лет: с лета 1865 года по декабрь 1866 года (возможно, по первые числа января 1867 года).

Но есть один интересный факт: Достоевский вынашивал замысел этого романа много лет. Каков был изначальный замысел? Роман изначально задумывался как исповедь преступника перед читателем. Повествование в нем должно было быть от первого лица - от лица преступника. Однако этот подход начал стеснять Достоевского. В результате он написал «Преступление и наказание» от третьего лица - то есть, от имени «всезнающего» и «всевидящего» автора.

img5После того, как роман был напечатан в «Русском вестнике», Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием. Федор Михайлович, пользуясь случаем, внес некоторые правки в текст и вырезал некоторые детали, когда готовил роман к печати. Двухтомное исправленное издание вышло в Петербурге уже к лету 1867 года.

Изначально Достоевский задумывал роман в 6 частях. Но в журнале «Русский вестник» роман печатался в 3 частях с эпилогом. Однако при подготовке отдельного «исправленного» издания Достоевский снова разбил роман на 6 частей и эпилог. Именно в таком виде роман знают современные читатели.

Роман «Преступление и наказание» Достоевского пользовался огромной популярностью с первого дня публикации и по наше время. Герои «Преступления и наказания» это живые, яркие и запоминающиеся персонажи. О героях Достоевского не только интересно читать. Их действительно хочется увидеть - на картинках, на иллюстрациях, в кино, в спектаклях. Среди иллюстраторов произведения художник Илья Глазунов. Портреты в его исполнении наиболее ярко передают особенности и характер персонажей. Сложную задачу иллюстрировать произведения Ф.М. Достоевского удалось решить художнику, возможно, потому, что Достоевский - его любимый писатель. Глазунов убедительно раскрывает мысли - образы великого романиста, его дух и философию во всей их противоречивости и сложности.

Художник иллюстрирует узловые моменты в развитии сюжета романа «Преступление и наказание» и портреты его героев. Главный из них - Родион Раскольников

img6Достоевский, рисуя портрет Раскольникова в начале романа, пишет: «Кстати, он был замечательно хорош собой». В иллюстрации Глазунова эти слова о внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение. Всмотримся: большие глаза, прямой нос, красиво очерченные губы. Перед нами - типичный герой-романтик, мечтатель. Художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он акцентирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ - является центром портрета, именно оно «говорит» о внутреннем состоянии героя. Художник смог передать переживания Раскольникова, его глубокую задумчивость.

img7На втором портрете Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. Внешний облик Раскольникова значительно отличается от того, который мы видели на первой иллюстрации. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже не можем назвать красивым.

На третьей иллюстрации Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы:

«Войдя к себе, он бросился на диван, так, как был, в забытьи... Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться... ( ч.1, гл. 7) Так пролежал он очень долго...»

img8Здесь Раскольников и вовсе не похож на себя. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.

Роман печатался по частям с января по декабрь 1866 года. Достоевский много работал над романом. «Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 году несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe». В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 году издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского. В начале XX века роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д. Иллюстрации к роману создавали такие известные мастера книжной графики. На станции московского метро «Достоевская» есть иллюстрации этого произведения. Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм «Преступление и наказание» появился в России еще в 1909 году (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г. В 1917 году мир увидела картина американского режиссера Л. МакГилла, в 1923 фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине. После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 года (реж. Дмитрий Светозаров). Роман многократно инсценировался в России и за рубежом. Только в России существует не менее 8 театральных постановок. 17 марта 2016 года в «Театре мюзикла» в Москве состоялась премьера рок-оперы «Преступление и наказание» В некоторых кинофильмах роман Достоевского мелькает в руках главных героев.

Роман Достоевского комментировали диктаторы и психоаналитики, революционеры и богословы, медиамагнаты и кинорежиссеры. Образ Родиона Раскольникова - бедного студента, оправдывающего убийство старухи-процентщицы никчемностью ее существования и своей потребностью в деньгах ради «свершения дел добрых», - остается самым узнаваемым и самым цитируемым образом русской литературы в мире, а сам роман прочно ассоциируется за рубежом с самим понятием русской литературной классики.

Нельзя понять Россию и русских, не прочитав «Преступление и наказание». Эту мысль в разных вариациях повторили десятки зарубежных писателей, журналистов, политиков, дипломатов. В мире судят о нас по этому роману Достоевского. Российская читающая публика спорит о Раскольникове вот уже полтора века, и даже те, кто не читают книг, в большинстве своем слышали об этом романе и представляют себе, что сделал его главный герой и какими мотивами он руководствовался.

Если из памяти стерлись сюжеты, то всегда можно перечитать роман и найти ответы на интересующие вопросы.

Книги, имеющиеся в фонде Библиотеки Автограда

1. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание: Роман в 6-ти частях с эпилогом / Худож.: Гершкович Ю. - М.: Дет. лит., 2002. - 653 с.: ил., портр.
Ф1; Ф5; Ф8

2. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание : роман / Достоевский Ф. - СПб. : Азбука, 2012. - 669 с.
ХЛ; Ф9; Ф12; Ф13

3 ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Собрание сочинений : в 12 т. Т. 5 / Достоевский Ф.М. ; худож. : Глазунов И.С. - М. : Правда, 1982. - 544 с. : ил. - (Б-ка "Огонек". Отечественная классика). - Содерж.: Преступление и наказание : роман : в 6 ч. с эпилогом.
ХЛ; Ф6; Ф9; Ф16

4. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Полное собрание сочинений : в 30 т. Т. 6 / Достоевский Ф.М. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. - 423 с. : портр. - Содерж.: Преступление и наказание.- В надзаг.: АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом).
ХЛ; Ф7; Ф10

5. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание: Роман в 6-ти частях / Достоевский Ф.М.; Вступ. ст.: Кожинов В. - М.: Синергия : Моск. учебники, 2000. - 574 с.: ил., портр. - (Новая школьная библиотека).
ХЛ; Ф1; Ф4; Ф9; Ф10; Ф11

Также в фонде представлены книги других издательств и года издания

Книги на иностранных языках

6. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание: Т.1: На испанском языке. - М.: Прогресс, 1977. - 334 с.
ИНО

7 ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание: Т.2: На испанском языке. - М.: Прогресс, 1977. - 316 с.
ИНО

8. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание : Кн. 1 : На Фр. яз. / Достоевский Ф.М. - [М. : Прогресс, 1971]. - 328 с. - (Volga).
ИНО

9. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание : Кн. 2 : На Фр. яз. / Достоевский Ф.М. - [М. : Прогресс, 1971]. - 317 с. - (Volga).
ИНО

Аудиоматериалы

10. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание [Звукозапись] : аудиоспектакль : [аудиокнига mp3] / Достоевский Ф.М. ; исполн. : Бортников Г. и др. - М. : БизнессоФт, 2005. - 1 CD-ROM (2ч. 32мин.). - (Аудиокниги). - Систем. требования: Pentium 100 MHz, 16Mb RAM, 4-х CD-ROM, звуковая карта SVGA, WINDOWS 98/ ME/ XP/ 2000.
Ф10

11. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.
Преступление и наказание [Звукозапись] : радиоспектакль / Достоевский Ф.М. ; исполн. : Дуров Л. и др. - М. : Элитайл, 2005. - 1 CD (4ч. 57мин.). - Формат MP3.
Ф10

12. Преступление и наказание: Худож. фильм: 2 серии /Авт. сценария: Фигурновский Н., Кулиджанов Л.; Режиссер: Кулиджанов Л.; В ролях: Тараторкин Г., Смоктуновский И. и др. - Б.м.: Дом Видео, 2000. - 2 видеокассеты (112 мин. и 109 мин.). - (Экранизация классики). - Киностудия им. М. Горького, 1969. - № 554.
ОИ

 

На страницу проекта >>>